6/18/2015

Как я фотографирую открытки.

И снова с четвергом вас, дорогие :)
В прошлый раз мы с вами говорили о блогах, о том, насколько важно, чтобы блог был удобным и приятным для читателей. И вряд ли кто-то будет спорить о том, что одна из важнейших составляющих скрап-блога - фотографии работ. Ведь без фото работ мы кто? Правильно, просто люди, которые любят разговаривать о скрапе))) С помощью фотографии можно представить в выгодном свете даже весьма посредственную работу. И наоборот - фото плохого качества вполне способно запороть шедевр, как бы странно это ни звучало. Ваши работы определенно заслуживают самых лучших фотографий! Поэтому на этот аспект творчества нельзя забивать ни в коем случае.

Примерно год назад я уже затрагивала тему фотографирования работ, вот тут и тут
Теперь же мне хочется подвести какую-то черту и сделать большой пост, в котором буду расставлять все точки над "и" в фотографировании работ. Не буду говорить абстрактно, просто покажу и расскажу вам, как снимаю работы я. Ни разу не претендую на звание фотографа))) я полный чайник в фотографировании, на самом деле, - но чайник, очень любящий хорошие фото))) поэтому разбираюсь в фотосъемке в силу своих возможностей, и мне кажется, что мне есть чем поделиться с такими же, как я, любителями :)



В этом посте расскажу вам, как у меня проходит процесс съемки и обработки фотографий, и дам немного информации для тех, кто снимает зеркалкой тоже. Знающие фотографы, вероятно, закидают меня тапками, - но судя по тому, что я нашла в своей камере экспонометр только спустя год пользования ею, мне кажется, все же должна быть более-менее полная информация по фотографии для рукодельниц, собранная в одном месте :) Ну или я просто тешу себя надеждой, что не только я такой жираф)))

Начну с того, что у меня далеко не самые завидные условия для фотосессий работ :) Маленькая квартира, маленькие окна на северную сторону (а снимаю работы я только в дневном свете, и вам настоятельно рекомендую делать то же самое, если вы не спец по фотографии и не используете лайтбокс или профессиональную вспышку) - поэтому добиться красивых светлых фото можно только с помощью техники. Съемка открыток была чуть ли не главной причиной покупки зеркальной камеры - но если бы вы знали, как я рада, что все же решилась на это приобретение! Ни с чем не сравнимый кайф снимать зеркалкой, к обычной компакт-камере возвращаться не хочется совершенно :) Ну и еще большее счастье пришло с покупкой "фикса" - светосильного объектива. С ним фотографии получаются светлыми и художественными практически в любое время суток. Да, удовольствие недешевое. Но в моем случае это наамного дешевле, чем покупка квартиры с большими окнами))) Фотоаппарат у меня один из самых бюджетных, Nikon D3100, а объектив Nikon AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G 

Чем хорош этот объектив?
Давайте, наверное, с самого начала начнем.
Сразу оговорюсь, я не снимаю на авто-режиме))) только ручной, только хардкор! И мои советы сейчас - для тех, кто тоже хочет этот режим освоить (а сделать это я очень советую, поскольку фотоаппарат далеко не всегда идеально подбирает параметры съемки).

То, насколько светлой получится фотография, зависит от трех параметров:
1) Длина выдержки
2) Диаметр отверстия диафрагмы
3) Светочувствительность (ISO)

Чем выше каждый из этих параметров (длиннее выдержка, сильнее открыта диафрагма, выше ISO) - тем больше света попадет на матрицу фотоаппарата, и тем светлее в итоге будет кадр. Казалось, бы, все просто! Выкрути себе все три на максимум - и получи шедевр! Так, да не так))) У каждого из этих параметров есть свои минусы, которые проявляются при повышении значения:
1) Чем выше выдержка, тем дольше вам придется держать камеру абсолютно неподвижно. Малейшее, незаметное движение рук - и кадр смазан. Я стараюсь снимать на значении выдержки не больше 1/60 секунды (то есть знаменатель этой дроби может быть больше, но меньше - нет) - дольше мои руки фотоаппарат удержать неподвижно не могут :) Правда, эта проблема - не ваша, если снимаете со штатива. Но это уже другая история.
2) Чем сильнее открыта диафрагма - тем меньше глубина резкости. Что это значит, по-простому: на максимально открытой диафрагме моего объектива самым резким будет самый ближайший к объективу предмет, а все что за ним - размыто, нерезко. Поэтому им почти невозможно снять открытку с объемным декором так, чтобы все детали открытки были одинаково резкими и фокусными. Самый выпуклый элемент - цветок какой-нибудь - будет идеально резким, а все, что расположено дальше него - уйдет в небольшое размытие. И тем не менее, диафрагму я открываю на максимум: небольшую нерезкость открытки убираю фотошопом, зато фон за открыткой получается прекрасным, размытым и высокохудожественным))) Так вот, возвращаясь к объективу - у фикса моего диафрагма открывается сильнее, чем у китового объектива. Соответственно, через него на матрицу фотоаппарата может пройти больше света - оттого и зовется он светосильным. Еще одно отличие от китового - то, что в нем нет зума, фокусное расстояние фиксировано (и это тоже способствует большему пропусканию света, кстати).
3) Чем выше ISO, тем больше риск получить зернистую фотографию. Так что это значение я не поднимаю выше 800, лишь иногда - 1600, если снимаю в сумерках. 

Получается, для каждой конкретной ситуации нужно подобрать оптимальное соотношение трех этих параметров - такое, чтобы они давали как можно больше преимуществ (а это у нас пропускание света) и как можно меньше недостатков проявляли из перечисленного. И сделать это помогает шкала экспозиции, которая имеется в большинстве фотоаппаратов сейчас. Присмотритесь, и увидите в видоискателе или на экранчике фотоаппарата горизонтальную шкалу с делениями и обозначениями от -2 до +2 (или -3 ... +3) - именно на нее вам нужно ориентироваться при съемке.

 Значение экспозиции по шкале должно быть в пределах 0 ... +1, - тогда фотография не будет пересвеченной или слишком темной, будет в самый раз. Я обычно ставлю значение ISO сначала по времени суток и погоде (чем светлее за окном, тем меньше ISO), диафрагму открываю на максимум - и после всего этого подгоняю выдержку, глядя на шкалу. 

Так, с самой сложной технической частью покончили) Еще два важных параметра, о которых стоит помнить - это баланс белого и фокус. Но тут буду немногословна: баланс белого у меня стоит на автомате, в целом фотоаппарат его верно определяет, если есть необходимость, цвета можно скорректировать в редакторе. Ну а фокус - что тут скажешь: работа, ее центр обязательно должен быть в фокусе, работа должна быть резкой. У меня далеко не всегда получается поймать фокус с первого раза (снимаю на автофокусе): то ли руки кривые, то ли камера не слишком точная. Спасаюсь от этого большим количеством одинаковых кадров, из которых уже потом на компьютере выбираю самые удачные и резкие.

Ну и давайте теперь на примере покажу, как происходит у меня процесс съемки. Для фотосессий использую стол, за которым и работаю - это просто ближайшая к окну поверхность :)

Условия съемки у меня спартанские: мало того, что каждый раз нужно убрать со стола швейную машинку и корзинки с красками, так еще и умещаться приходится в совсем небольшом пространстве между моим столом и столом мужа)))



Если сверху смотреть, то съемочная площадка выглядит так:



Снимать стараюсь анфас, держа объектив прямо напротив открытки. Кстати говоря, чем проще камера, тем сложнее снять открытку идеально ровно: обычный цифровик искажает форму, хоть ты убейся))) Когда снимала компакт-камерой, постоянно выравнивала края работы в фотошопе, с зеркалкой в этом плане намного легче. Если повезет, открытка получается ровной с первого кадра :)



Фотография получилась сразу довольно сносной, но на мой вкус - темновата. Поэтому немного подправляю ее в фотошопе. Добавляю немного яркости (нажать на черно-белый кружочек справа внизу, выбрать "Яркость/контрастность", подкрутить яркость вправо по вкусу)



И немного осветляю (окошко Hue/Saturation там же, при нажатии на черно-белый кружок - затем добавлять параметр Lightness)
Иногда, чаще в зимнее время года, когда света мало и приходится снимать чуть ли не в сумерках, я пользуюсь также опцией "Автоуровни" (команда Ctrl+Shift+L, или просто Ctrl+L - чтобы отрегулировать вручную), а если нужно отрегулировать цветовой баланс - команда Ctrl+B (или Ctrl+Shift+B - для авторегулировки). Но летом в этом нет необходимости.



Срезаю немного фона - хотя могла бы этого и не делать. Мне нравится, когда на фотографии кроме открытки остается много фона, свободного пространства - поэтому кадрирую не слишком близко к работе.



Дальше уменьшаю размер изображения, до 900 пикселей по широкой стороне.



А теперь - мой любимый фокус: добавляю немного резкости, вкладка Filters - Sharpen - Unsharp Mask

Значения выставляю как на фото:



Да и все, в общем - осталось добавить авторский знак и сохранить)



Вот такое преображение

И еще покажу, что делаю, если вдруг случилось криво сфотографировать открытку


Сначала разблокируем слой: двойной клик по замочку и жмем OK на всплывшем окошке



Теперь жмем Ctrl+T - появляется рамка для трансформации изображения. Тягаем за точки эту рамку, пока открытка не встанет ровно.



Кадрируем



Получаем результат) Дальше все те же манипуляции с размером изображения, резкостью и т.п.



Да, вот еще, насчет фотографий лежа. Раньше считалось как-то, что открытки лучше лежа не снимать. Сейчас я вам скажу скорее так: лучше снять открытку лежа на нормальном фоне, чем стоя - но на фоне не пойми чего и криво))) Лежачую работу снимать зачастую проще - только в этом случае не снимайте ее прямо "в лоб" - поворачивайте фотоаппарат немного под углом. И продумайте фон! Письменный стол, коврик для резки, лист офисной бумаги работу не очень красят.
Я снимаю обычно под небольшим углом влево (угол в другую сторону создает у меня ощущение, что открытка падает))) - с таким ракурсом можно не слишком заморачиваться о том, идеально ли параллельны края открытки краю кадра)))

Наверное, на этом все :) в качестве бонуса вот вам немного бэкстейджа)))



И я, как всегда, выражаю надежду, что статья окажется полезной, и буду рада ответить на ваши вопросы :)

UPD: отличный тренажер для отработки настроек фотоаппарата




25 комментариев:

  1. я люблю лежачие работы)))) хоть тресни, а красиво, даже если кривова-то лежит, своеобразное имхо + творческий беспорядок...красотаа...люблю одним словом эту небрежность.
    спасибо что поделилась. Кстати, я тебя так ещё никогда не читала... каждый день прихожу читать что-нибудь, и хоть я знаю ответы на все вопросы, мне с тобой комфортно. Ценю, люблю, обнимаю.

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимныйиюня 18, 2015

    Бэкстейдж покорил :)))
    Еще один довод в пользу покупки зеркалки! Но тут, как в песне "мани-мани-мани"...

    ОтветитьУдалить
  3. Очень люблю такие статьи - всегда можно выловить что-нибудь новенькое. Вот думаю разродиться ли самой чем-нибудь подобным или пока не стоит?)))
    Леночка, тебя читать, как всегда, приятно. Я, кстати, все равно, кто бы мне что ни говорил, люблю, ценю и уважаю фото лежа. И с фоном меньше запары и больше вариантов, и декор можно добавить, и свет падает удачней... Поэтому я фотографирую лежа всегда, когда можно и очень часто когда нельзя)))

    ОтветитьУдалить
  4. Девочки, спасибо!
    А у меня с фото лежа часто пересвет получается)

    ОтветитьУдалить
  5. Очень интересно было почитать, ставлю твоей статье звездочку и уношу в копилку на случай, когда у меня появится зеркалка))

    ОтветитьУдалить
  6. зубастый бэкстейдж))))))
    так здорово ты все рассказала, по полочкам, спасибо огромное! сохраню себе в закладки перечитывать.

    ОтветитьУдалить
  7. Бэкстейдж у меня тоже часто такой, правда в тройном размере, всем же интересно что это такое я там делаю интересное)))
    Статья полезная, спасибо большое! Я вот с мелкими предметами кое-как со съемкой разобралась, а вот отснять большой альбом... Я тут 2 недели уже в блоге не появляюсь потому что отсняла свой классный (да не стесняюсь) детский альбом который долго вынашивала - отвратительно. Да еще и клиент попросил лица замазать, а не получается((( И странички еще, как их лучше снимать, лежа или стоя?

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо огромное! Пошла крутить аппарат, может, чего и выкручу )))

    ОтветитьУдалить
  9. Лена, спасибо за то, что так подробно все рассказала и показала! Утащу в закладки - вдруг когда-нибудь пригодится :)
    Пока снимаю обычным Nicon Coolpix. И то - только благодаря скрапу узнала, что есть в нем настройки баланса белого, начала читать что-то про ISO и прочие настройки.

    ОтветитьУдалить
  10. Лена, спасибо за наводки по обработке фото и конечно по выставлению экспозиции на фотоаппарате. А еще пора всё-таки задуматься о покупке объектива получше, а то я всё китовым, да китовым!:)))
    По поводу фотографирования, я тоже очень уважаю фото лёжа, у меня она получаются даже лучше, чем стоячие и антураж выглядит интереснее и можно с ним поиграть, в общем я за "лежачие" фото открыток:)))

    ОтветитьУдалить
  11. Очень полезная статья, у меня правда камеры нет никакой, снимаю на телефон, но в будущем надеюсь появится)) Бэкстейдж шикарный, такой забавный момент пойман))

    ОтветитьУдалить
  12. Лена, спасибо за статью! Я фотографирую открытки больше лежа, чем стоя, это быстрее и удобнее.

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо! я делаю все примерно также) Но очень с трудом у меня идет оформление пространства вокруг)) я буквально заставляю себя это делать) но пока получается не очень))
    а бекстейдж прекрасен!
    и да, у меня он выглядит примерно также) слегка полосатее только)))

    ОтветитьУдалить
  14. Интересно было почитать)) Делаю почти также. А в ФШ есть интересный фильтр Camera Raw - использую его)

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо огромное, Лена!!! Ангел просто! Пыталась освоить зеркалку, но далеко не ушла(( Никто понятнее тебя не написал, все эти фотографы-шмотографы.. У меня китовский объектив. Читала на форумах, что резкий макроснимок зеркалкой сделать довольно трудно, нужен широкоугольный объектив. У вас такой? Пока снимаю айфоном, особой художественности нет, но хоть резкий снимок. Все-таки хочу добить зеркалку

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я снимаю и китовым объективом, и светосильным (когда беру его напрокат). Никакой проблемы снять китовым объективом резкий снимок нет, в том числе и макро (в пределах возможностей данной модели, естественно). Просто нужно помнить, что зеркалка не компакт и у зеркалки расстояние до предмета не должно быть меньше 30 см (чаще всего). Снимайте на таком расстоянии и даже чуть дальше, а потом кадрируйте снимок так, как вам нужно. Понятно, что это не будет полноценной макросъемкой - для этого все-таки нужен специальный объектив, но для наших целей вполне годится.
      Или может быть, я не поняла проблему?

      Удалить
    2. нет, у меня не широкоугольный объектив))) и могу предположить, что фото айфоном кажутся более резкими из-за того, что разрешение их пониже, нет? если сфотографировать зеркалкой, а потом уменьшить кадр до тех же 900х600 пикселей, фото будет смотреться достаточно резко (если проблем с расфокусом и дрожащими руками нет))

      Удалить
    3. Анна, мне кажется, про "не меньше 30 см" мне и в голову не приходило. Спасибо, буду пробовать дальше. Признаться, не могу отделаться от манеры укладывать кадр композиционно, а оно не надо здесь, вы правы.
      Лена, еще раз спасибо за статью. Фото это очень важно

      Удалить
  16. Спасибо! Легко написано, приятно почитать и намотать кое что на ус.

    ОтветитьУдалить
  17. Спасибо! Очень интересно и котик славный))) Надо мне уже наконец что то придумать с фоном.. Кстати снимаю тоже на айфон

    ОтветитьУдалить
  18. Спасибо за интересную статью. Пойду покручу настройки фотика)))

    ОтветитьУдалить
  19. Лена, спасибо за пост! Для меня очень ценная и главное!!- доступная информация! А то иногда на свою зеркалку шикарные фотографии получаются, а в другой раз- аж до бешенства ))- не нравятся, хотя делаю всё аналогично...

    ОтветитьУдалить
  20. Спасибо за полезные советы!! Кадр с котом так удачно пойман:)))

    ОтветитьУдалить
  21. Лен, люблю такие посты.., это как приоткрытая завеса в святую святых...
    Вроде бы и знаю всё, но всё равно не всегда получается хорошо обработать, особенно нежнянские работы...
    Мне тоже котямба помогает, то салфетку из под открытки выдернет, то цветочек стащит))

    ОтветитьУдалить
  22. Спасибо за статью! У меня точно такой же фотоаппарат, снимаю на автомате, но мечтаю освоить ручной...буду пробовать теперь!

    ОтветитьУдалить

Спасибо за комментарий!
Не забудьте вернуться на эту страничку за ответом :)