"В Древней Греции люди считали, что мысли - это приказы свыше.
Если в голову древнего грека приходила какая-то мысль,
он был уверен, что ее ниспослали боги.
Какой-то конкретный бог или богиня.
Аполлон говорил человеку, что нужно быть храбрым.
Афина - что нужно влюбиться.
Теперь люди слышат рекламу картофельных чипсов со сметаной
и бросаются их покупать;
но это теперь называется свободой выбора.
Древние греки по крайней мере не лгали себе".
Гениальный Паланик сумел описать современное общество в нескольких фразах - емко, больно и правдиво. Мы - общество потребления, движимое рекламой и помешанное на брендах, и проявляется это повсеместно и во многих сферах нашей жизни. Но поскольку блог у меня не политический и не философский, а всего-навсего рукодельный, мне хотелось бы рассмотреть эту проблему применительно к скрапу. Вряд ли я изменю этой статьей мир, но кто знает, может быть, она мотивирует задуматься хотя бы нескольких человек :)
Безусловно, любое хобби требует немалых материальных затрат. Но если говорить начистоту, мне кажется, скрап - один из самых замешанных на потреблении видов творчества. Художник купит себе базовый набор профессиональных красок, дорогущую высококачественную бумагу, кисти - и успокоится: теперь все зависит только от его идей и мастерства. А мы... Подумайте только: сотни производителей, море разновидностей материалов, инструментов и аксессуаров, регулярные выпуски новых коллекций... И - популярное убеждение, что невозможно создать шедевр без крутых материалов. А также - негласная тенденция, в соответствии с которой работа тем красивее, чем больше в ней использовано материалов (независимо от стиля). И как результат - мы хотим ВСЕ материалы в магазине, побольше и поскорее! Или это производители хотят за нас?
Ведь любой расходник для скрапа - это прежде всего продукт, который кто-то создал с главным намерением - продать. И поэтому будет делать его максимально вкусным, вдохновляющим и желанным, чтобы как можно больше рукодельниц кинулись его покупать. Ну а мы, надо сказать, рады стараться))) На следующий год все повторяется: новые продукты выпускаются, входят в моду и оседают на наших полках. Причем часто даже не все покупки идут в дело - могу поспорить, у каждой из вас хоть один набор бумаги есть нераспечатанный и купленный больше года назад. И ладно еще, если его просто жалко резать, или там проект есть в голове, а руки не доходят. Но бывают ведь и случаи, когда материал разонравился со временем, или даже кажется... немодным. И если такое случается, мне кажется, время задуматься: а вы точно сами выбираете, что вам покупать и творить? Или просто следуете тенденциям?

Помню, как я поразилась, увидев впервые, что некоторые мастера делают работу чуть ли не целиком из материалов одной коллекции. Мне в то время подобная роскошь и не снилась даже: в Минске было полтора магазина для скрапа с позапрошлогодней бумагой, о завозах материалов коллекциями речь не шла. Но уже тогда, не имея возможности проверить свои ощущения на опыте, я подозревала, что мне не понравится: не вижу я творчества в такой схеме создания работ. Берешь три листика бумаги из одного набора, добавляешь к ним брадсы-пуговки из той же коллекции, потом - высечки оттуда же... Из комплекта, который придумали для тебя специально дизайнеры производителя - таким, чтобы все его элементы идеально сочетались между собой... И говоришь о творчестве и вдохновении? О собственных идеях? Бесспорно, для продавцов выпуск товара вот такими комплектами, коллекциями, очень удобен: можно создать миллион всяких штучек в дополнение к бумаге, и ты как покупатель просто будешь себя неполноценным чувствовать, пока весь набор не соберешь :)
Спустя время, эксперимента ради, я заказала почти целиком свадебную коллекцию Teresa Collins и сделала ее альбом. И могу сказать, что да, это, конечно, очень удобно, если нужно сделать работу быстро и без особых размышлений. Но я все же за творчество, которое заставляет поломать мозг, поискать новые сочетания бумаги, которые не предусматривали до меня ее создатели.
И пресловутые тренды. Один год вся русскоязычная скрап-блогосфера болеет шебби-шиком. На следующий - все "пересаживаются" на миксд-медиа. Еще через год блоги заполоняет clean and simple... Глиттер в работах превращается из "безвкусного" варианта декора в самый популярный и востребованный. Мы режем одинаковыми ножницами, скупаем массово знаменитый нож-салфетку и мятные коврики, мечтая при этом о стеклянных. Зачем нам два коврика? Ну как, у всех же есть.
Говорят, что от моды невозможно не зависеть. Даже если ты стараешься ей не следовать - ты тем самым уже попадаешь под ее влияние.Но и следовать моде можно умеренно, а можно - довести это следование до абсурда. Можно заставлять новинки работать на себя,тщательно фильтруя то, что подойдет и будет нужно именно вам. А можно - кидаться покупать все блестящее новое, едва оно появится на полках интернет-магазина. Ах, любимый производитель выпустил супер-пупер пайетки, по 5$ за пакетик! Нужно срочно закупиться, и плевать, что точно такие же в любом швейном отделе стоят в 10 раз дешевле... А резак для бумаги от скрап-производителя ну точно будет резать лучше канцелярского - он ведь стоит в два раза дороже, и такого красивого розового цвета! :)
Смешно? А микробисер-то Прима уже выпустила)
Что делать и как не превратиться в рабов скрап-моды, создающих одинаковые наборы из одинаковых материалов? Честно говоря, это не статья-рецепт, скорее просто размышление. Но в попытке ответить на этот вопрос самой себе я стараюсь больше смотреть по сторонам в жизни и меньше - в интернете. Ищу вдохновение в музыке, фильмах, окружении, а не в материалах (с ними вообще как с деньгами - пусть лучше они будут средством, а не целью). И регулярно вспоминаю фразу, которая кажется мне отличным вектором движения:
Have less. Do more. Be more