9/22/2014

Торг уместен?

Добрый вечер, девочки и мальчики :)
Сегодня я к вам даже вот и не с работами. А с тем, что так редко в последнее время можно увидеть в ленте блоггера, - с дискуссией.

Я долго думала написать этот пост, и много раз откладывала. Но в конце концов решила, что все же хочу поделиться своим мнением на эту тему - и, главное, - почитать ваши мнения. Потому что иногда мне кажется, что, может, я не так уж и права...

А тема, которую хочу сегодня затронуть, - это наше с вами отношение к торгу о изделиях ручной работы. То есть, если поставить вопросы прямо:
Вы торгуетесь, когда покупаете хэндмейд?
А когда продаете?

Возможно, стоило добавить к этому списку еще один вопрос: торгуетесь ли вы в принципе, в магазинах/ на рынках? С недавнего времени мне кажется, что все люди делятся на две группы)) Одних хлебом не корми - дай только скинуть хоть копейку с каждой покупки. А ко второй группе относятся те, кто не торгуется и кого данный процесс, мягко говоря, раздражает) Но давайте не будем сейчас обо всех жизненных ситуациях, а будем только о творчестве.

Возможно, я слишком радикальна в этом вопросе, но мое личное мнение - что торговаться когда речь идет об изделиях ручной работы, - значит выказывать свое неуважение к мастеру. Потому что ручная работа - это прежде всего вложенный в нее кусочек души автора (как бы пафосно ни звучало). Во вторую очередь это (нередко, тем более в скрапе) - сумасшедше дорогие материалы, которые отбить-то не всегда есть шанс, не то что заработать на них что-то. Плюс время, которое уходит на работу... Никто не может оценить работу, получающуюся в результате всех затраченных ресурсов, лучше, чем сам мастер. Когда я назначаю цену за ту или иную работу, я, конечно, прикидываю ее себестоимость, но главными критериями являются несколько другие показатели: за сколько мне было бы не жалко купить эту работу (будь я покупателем), и за сколько мне не жалко ее отдать (потому что я очень люблю каждую свою новую работу, ведь каждая из них - часть меня). Точка, в которой пересекаются эти две линии, и будет ценой... как-то так) Сейчас огромная конкуренция на рынке скрап-работ, так что завышать цену бессмысленно. Но и занижать ее я не желаю категорически. Видела у кого-то из девочек фразу, мол, проще подарить работу, чем продать за бесценок. Сейчас это про меня 100%.

Я сама периодически покупаю изделия ручной работы, и мне вообще ни разу в голову не пришло попытаться "сбить" их цену. Устраивает цена - беру, не устраивает - не покупаю. Предложение в этой сфере сейчас огромное, проблемы вообще ведь нет -  найти то, что нравится и по доступной для меня цене.

Поэтому когда среди двух десятков адекватных покупателей появляется один фанат поторговаться и начинает сбивать цену с каждой открытки, практически не глядя, хоть на копейку, хоть на полкопейки - я прямо вскипаю. И страшно радуюсь, что могу себе позволить отказаться от подобной сделки и не продавать работу этому человеку вообще.

Я также не очень понимаю аргументов "оптовых" покупателей: мол, я же у вас хочу купить (а еще круче - заказать) десять открыток, почему вы не можете мне уступить их за полцены? Да потому, дорогие, что я -  не печатный завод))) это в типографии чем больше экземпляров штампуется, тем дешевле выходит каждый из них. Я-то открытки все делаю ручками, да еще и каждую отдельно придумываю (про пригласительные, когда делается много копий одной работы, сейчас не идет речь). Как то, что вы хотите купить десять штук, удешевит мой производственный процесс?

И больше всего меня удивляют случаи, когда покупатель пытается торговаться о работе, которой еще нет))) То есть когда речь идет о заказе работы. Одно дело - обсудить бюджет заказа (вот это дороговато, можно как-то сделать попроще, но немного дешевле) - с этим все ок, всё интеллигентно и все довольны. Но когда начинается типично базарное "возьму, если отдадите за 99" - мне хочется убежать))) И я правда не понимаю таких людей. Ладно, если работа в наличии - я ее уже сделала, уже пережила, уже получила свое удовольствие от процесса. Но если я делаю заказ конкретно для человека, я ведь именно про него буду думать во время работы. Какая же "красота" у меня получится, если мысли будут лишь о том, что заказчику, по сути, плевать на мою работу, и охота лишь сэкономить? Вот такой "продукт" и получится в итоге.

Я делаю скидки постоянным покупателям и время от времени устраиваю распродажи работ, которые заждались своих хозяев. Но когда приходится торговаться за свои работы, мне кажется, я даже себя немного перестаю уважать. И хотелось бы не поддаваться давлению таких любителей сэкономить никогда, если честно.

Радость в том, что случаи, о которых я пишу, единичны. Адекватных покупателей, для которых качество и настроение работы куда важнее цены, всё же гораздо больше. И это обнадеживает, и спасибо им за это :)


У меня всё :)
Буду очень рада всем желающим высказать свое мнение на эту тему.
Вы торгуетесь?)

Картинка с красивым окошком в винограде для привлечения внимания)))





18 комментариев:

  1. Привет. Я не торгуюсь никогда. Я считаю, что есть цена за товар или услугу, кстати при этом в цене и уровень сервиса, который я при этом получу, и есть мой выбор покупаю я за эту цену или нет.

    Но бывают ситуации, когда мне кажется, скидка очевидна. Например, вы покупаете фрукты за 510-520 рублей. Я молчу. Так как продавец объявил цену. Но если при этом он говорит "давайте 500", я улыбаюсь и у меня складывается ощущение, что он прочитал мои мысли... Это почти гарантия того, что я приду второй раз :)

    Есть и другие ситуации, когда я тоже считаю, что торг уместен - например, вы покупаете встроенную кухню, которая предполагает на 80%, что вы покупаете и встроенную технику там же, чтобы Вам сразу все привезли и поставили. Так как я понимаю, что цену на технику мне завысили, а выбор сузили, мне кажется, скидка очевидна от общего счета...

    По поводу хэнд-мейд работ: на мой взгляд правильное ценообразование - это стоимость материалов + количество часов. Я оцениваю час работы скрапбукера в 100-200 рублей (чтобы правильно меня поняли: я оцениваю так свою работу). Поэтому цена открытки 300-500 рублей. Цена блокнота: 600-1500 рублей. Цена альбома: от 6 000 рублей. Лично я торговаться не стала бы. Я просто не купила бы тот товар, который в моем понимании должен стоить меньше...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет! Спасибо за мнение :)
      Да, конечно, бывает ,когда скидка напрашивается! И даже в хэндмейд - например, я рассчитываю стоимость пригласительных поштучно. Если за 20 штук получается сумма, скажем, 310 тыс белорусских рублей, я вполне могу десятку откинуть для ровного счета. Или в жизни, на рынках - зачастую торг это просто игра, в которую хочется поиграть и покупателю, и продавцу, проверить друг друга на слабо, что ли))) Тогда - почему нет? Но если тебя втягивают в игру, которая тебе не интересна, то не вижу смысла.

      Удалить
  2. У меня покупателей немного. Но попадались. да, желающие выгодно приобрести "три по цене одной". С мотивировкой - Ну у вас же так дорого!
    Дорого - покупайте дешевле.
    И здесь я не считаю, что покупатель всегда прав. Ты пришел ко мне купить то, что я создала - извини, но это моя окончательная цена.
    У меня есть две дамы, которым я сама делаю милые подарочки за их заказы, потому что все настолько прозрачно и понятно, и так мило с ними общаться и работать - что я не могу отказаться от удовольствия сделать им приятное дополнение к заказам.

    В общем, я тоже оцениваю свой труд недешево.
    Я не могу продать открытку. в которой я выложила более 200 мелких полужемчужинок вручную в узор, дешевле 450 рублей ( правда, её я продала практически сразу), хотя мои коллеги возмущались, что и эта цена слишком низкая для такой кропотливой работы. Однако в процессе продажи были желающие сбить цену, если я им "наклепаю" еще пару десятков таких же.

    Я сама покупательница многих вещиц ручной работы. и подхожу с точки зрения необходимости покупки. Очень нравится, хочется, и подходящая цена - берем. Не нравится цена - проходим мимо. Я знаю, сколько вложено в работу. Поэтому не смогу себе позволить обидеть мастера.

    И на рынках я не торгуюсь:( А зря. Мой муж иногда приличные скидки и бонусы получает, в виде подарочных дынь от продавцов (особенно восточных мужчин), которые получили удовольствие от процесса торга.

    ОтветитьУдалить
  3. Лен, сорвала с губ тему для размышлений. Зайди ко мне в блог, я там тоже заразмышлялась на осень глядя... :)))

    А теперь по делу. Ненавижу ходить на рынок. На 95% от одной мысли, что если я иду, а за мной идет моя тетка, то я куплю что-то за 100 тысяч, а она - за 50 (условно). И меня бесит мысль о том, что меня надурили. Могла ж ведь за 50 купить... С магазинами все проще. Написано - заплатил. Торговаться я не люблю, не умею, не хочу и не буду.

    Соответственно, никогда не торговалась, покупая изделия ручной работы (хотя и покупала мало, мне проще самой). Ни разу (!!!) со мной не торговались заказчики (бывает же!). По доброте душевной часто делаю скидки постоянным заказчикам, есть такие, которые альбомов по полгода ждут, и ведь ждут! Ну, как ты не сделать скидку? С зазрением совести, под давлением Саши поднимаю цены на срочные заказы (процентов на 15%, торгуюсь только с Сашей, а то и не подняла бы), ночами не сплю и чего-то стесняюсь...

    Считаю, что торг об изделиях ручной работы в принципе не уместен. И даже разговор об этом не уместен. И даже мысль не уместна. И вообще, давайте побьем всех торгующихся, чтоб не повадно было! Действительно, они покупают не нашу частичку души, а просто цветастое что-то, что приятно выделит этого дарителя из толпы...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я вот уже видела :р просто молча)))
      ой, знаешь, желаю тебе от всей души не встречаться с торгующимися)) меня эти редкие встречи так выносят, что ну его)
      а вообще - покупателей надо воспитывать, мне кажется. А то хэндмейд перестает быть чем-то элитным, что доступно далеко не всем... а жаль(

      Удалить
    2. ...что приятно выделит дарителя из толпы...Этим все сказано.Для дарителя это некая принадлежность к чему-то таинственному и неизвестному. Но хочется-то всего задаром..

      Удалить
  4. Полностью согласна с тем, что "торговаться когда речь идет об изделиях ручной работы, - значит выказывать свое неуважение к мастеру". У меня даже мысли о торге никогда не возникало, а вот заказчица такая один раз была. Слава Богу, что больше не было!
    Меня иногда обижают просьбы "вот тут сделайте надпись, не забудьте кружева, а вот там цветочек", а я слушаю и понимаю, что если так сделаю, то вы точно не купите.
    Приходится деликатно ставить на место))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ооо, заказчики, которые сами лучше всех знают, какой цветочек куда налепить - это отдельная тема))) не менее животрепещущая :))

      Удалить
    2. Это из серии " Вы делаете, я смотрю-5000 рубле" :)))))

      Удалить
    3. вот-вот, точно))) я всегда вспоминаю эту картинку смешную)))

      Удалить
  5. И я не торгуюсь, не умею и не хочу уметь! У меня как писала выше Наталия - терпеть не могу ходить на рынок с мамой - она умудряется спрашивать сбросят ли у всех и каждого, мне аж неудобно становится - особенно если продавец начинает оправдываться, что товар не его и он просто физически не может сделать скидку. На что моя маман ещё и недовольный вид делает, люблю её нежно, но за покупками с ней ... ой-ой(
    По поводу торгов в хендмейде - вообще такого не приемлю ни по отношению к себе ни тем более к другому мастеру. Тоже считаю, что лучше я подарю свою работу кому то, кому хочется сделать приятное, чем отдам за копейки.

    ОтветитьУдалить
  6. Я, как и большинство комментаторов, тоже не умею и не люблю торговаться. Мне проще заплатить названную сумму, не нравится процесс сбивания цены. Вообще, мне кажется это нечестным со стороны продавца, попахивает ушлостью:( поэтому крайне редко хожу на рынки.
    А в хэндмэйде считаю вообще нет смысла торговаться - мастеру явно виднее, сколько стоит его работа. Хочешь дешевле - ищи дешевле, согласна. Мне в этом плане повезло с покупателями, не было случая, когда пытались выбить скидку. Хотя, может, это от того, что я сама их частенько даю постоянным заказчикам и вообще неумышленно занижаю цену:))

    ОтветитьУдалить
  7. И я в ваши стройные ряды) Я не умею и не люблю торговаться вообще, хотя признаю, что кое-где этому может быть место. На том же пресловутом рынке, например.
    Но мне даже мысль в голову не может прийти - торговаться с мастером, продающим свою работу. Он ее сделал, он знает как и из чего ее делал, сколько времени потратил и исходя из этого ставит цену. Если я не могу себе его работу позволить - это мои проблемы, а не проблемы мастера. Если очень хочу - значит надо копить)))

    ОтветитьУдалить
  8. Напишу о том, что мне навеяли комментарии. Так сказать, мысли по поводу и не очень. Был довольно длительный период моей работы флористом на выставках. Мы показывали тенденции, творческие разработки и т.д. То есть, это не было рынком в плане продаж. Мы как бы продавали школу, обучение. Рекламировали свой потенциал. При этом ни-ни, ни копейки. Ну, что я вам рассказываю, все понимают,о чем я. Там вот. Не проходило ни одной выставки, чтобы нас не осаждали безумного вида тетки и бабки (прошу прощения за резкость. Думала, уже отболело, ан нет!) с требованиями дать цветочек. Ну хоть листочек. Вы же все равно выбросите. Ах, ты не дае-е-е-ешь! Далее грязь и проклятия. Так иногда бывает и с заказчиками. Моя подруга недавно делала комплект для оформления свадьбы. Мучилась, не спала ночей, переделывала в соответствиями с идеями. В результате ей сказали, что мрачно, мало украшений и показали пальчиком, в каких местах должны быть цветочки.
    А насчет торгов на рынке актуально: как раз в эти выходные закупали овощи для дедушки впрок на зиму. Я получила массу удовольствия от наблюдей, как именно люди торгуются и как их разводят профессионалы. Поэтому я не торгуюсь при массовых закупках (чуть не написала истериях), все равно найдут способ надурить. Моя приятельница, которая торговала 10 лет на рынке, сказала по этому поводу, ну, когда я стала себя корить, что даю надуть, обвесить и обсчитать:"Проклянут так, что ни в какой церкви не отмолишься. Тебе это надо?" Если не совсем по теме, извините. Но возникли такие ассоциации.

    ОтветитьУдалить
  9. Помню как неуютно себя чувствовала, когда впервые приехала в Турцию и узнала, что в магазинах торг обязателен! Ну не торгашка я! Считаю это ниже своего достоинства. А по поводу хэндмейда - у меня как-то был один покупатель, мужчина, который начал с того, что объявил - куплю этот блокнот за тысячу! Можент, у него это с кем-то и проходило) Но я таким смело отказываю! Ему зачем-то очень был нужен этот блокнот и он прицепился, как клещ! Наверное, подружка пальцем показала. Я ему отказала принципиально. Даже когда он был готов купить его по объявленной цене. Я снижаю цену только по своей воле, если клиент возвращается за новой покупкой. Лучше подарить - это про меня на 100%! Мне не жалко подарить свой труд хорошему человеку. Но плохому - жалко даже продавать...

    ОтветитьУдалить
  10. Не торгуюсь и сразу стараюсь обговорить бюджет, на примерах показывая, что за такую цену получится. Не ведусь на «такой же, но с перламутровыми пуговицами». За это не люблю свадебные заказы, с истеричными невестами, которые сами не знают, что хотят. Делаю образец и если не устраивает, простите, до свиданья, была рада познакомиться. Устраивает — распишитесь на образце с пометкой «принято» и количество штук. Такой подход часто сбивает «творческие потуги» клиентов. От клиентов принимаю только тему и общие пожелания к работе, все.
    А вообще, прочитала где-то гениальный метод отшива торгашей. Суть такова, когда человек начинает торговаться, спросить за сколько бы он это купил. И после оглашения цифры объявить, что это цена только материалов в этой работе, без учета моего труда. Честный человек с намерениями купить сразу удвоит свою цену как минимум, а если ваша цена ниже, радостно купит. С остальными просто не стоит иметь дело никогда.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. наш человек :))) когда клиент просит "сделать так же, но только с фиолетовым цвтеочком", я всегда душу в себе порыв дать человеку в руки набор материалов и отправить его делать все самостоятельно))) по итогу - просто вежливо, но твердо отказываюсь)))
      и метод интересный! опробую при случае (хотя лучше бы не пришлось)))

      Удалить
  11. Сама - нет, не торгуюсь. Внутренний барьер стоит, чувство такое, будто я копейки выпрашиваю. А насчёт скидок - на это я падкая (хотя, наверное не об этом сейчас речь, но темы пересекаются). При участии в ярмарках на некоторые изделия "набрасываю" немного, чтобы потом сделать психологически приятную скидку. Но только на некоторые и только на ярмарках. При личном заказе конкретная цена. И покупатели-заказчики попадались мне в этом отношении нормальные. Вообще, чтоб не было недоразумений, уточняю сразу ценовую "крышу" заказа, а потом уже смотрю, где можно сэкономить на материалах, чтобы в эту самую крышу сильно не упираться головой.

    ОтветитьУдалить

Спасибо за комментарий!
Не забудьте вернуться на эту страничку за ответом :)